Полезная информация

"Поговорим о психосоматике... "

       В последнее время  в разговоре о разных заболеваниях  часто  можно услышать фразу: "Это у вас психосоматика!"  И сразу возникает вопрос: "Это хорошо или плохо? Лучше, чем просто болезнь, или хуже? И что с этим делать?"

       Попробуем разобраться, что же такое «Психосоматика» с позиций врача-психотерапевта.

       Это «иноСтранный», т.е. непонятный (а может, упрощенный), язык нашего тела . Или то, как наш организм решает какую-либо нашу проблему. Например, что делать, если я «не могу найти выход из ситуации», «не перевариваю своего начальника», «задыхаюсь от гнева», «держу камень на сердце» или «сгораю от стыда». А еще «веселее», когда «послали в …», «задолбали», «добавили геморроя», «прицепился, как Рак, клешнями»… Я не знаю, как поступить, а тело реагирует буквально – подъемом давления (поднимаюсь над ситуацией), расстройством пищеварения (рвота, понос, а при длительной или чрезмерной ситуации – даже язва желудка), бронхиальной астмой, инфарктом миокарда, инсультом, раком и т.д. Или «устала до смерти», «мне все осточертело», «ты убил меня своими словами»… Мозг не понимает переносного смысла выражений, но торопиться «прийти на помощь», выполняя «команду».

       Бывает и по-другому: «Никто на меня не обращает внимания, а когда болею, мама остается дома, ухаживает за мной, кормит деликатесами, папа читает сказки. Как я могу отказаться от этого счастья». Или «Если я перестану болеть, мой гиперответственный муж уйдет к другой женщине». Или «Если я перестану принимать наркотики, родителям не надо будет объединяться, чтобы спасать меня, и они разведутся». Самое удивительное из всего этого, что человек «даже не догадывается» о причине своего недуга, и болезнь затягивается на годы, и никакое лечение не помогает. И тут приходит на помощь психотерапия, которая помогает расшифровать непонятный язык и научиться решать задачи другими способами.
       А теперь …

Нудная теория для любознательных.



       Наше здоровье - это наш образ жизни в целом, и на него оказывают влияние очень многие факторы: индивидуальные, психологические, социальные, физические и др. Одни факторы поддаются нашему влиянию в значительной степени, другие - только частично, а третьи вовсе не поддаются. Существуют два важных вопроса, касающиеся любой проблемы здоровья:
       1.   На какие факторы мы можем воздействовать?
       2.   Какой из них вызовет наиболее сильное изменение?

       НЛП предлагает полезный способ мышления о различных уровнях контроля и влияния (их называют "нейрологическими уровнями" или просто "логическими уровнями"), который имеет практическую пользу при работе со здоровьем.
       Логические уровни отражают 3 части НЛП: неврологию, потому что каждый уровень приводит в действие нашу нервную систему; лингвистику, т.к. каждый уровень отражается в том языке, который мы используем; программирование, по той причине, что мы предпринимаем различные действия, в зависимости от того, на какой уровень мы хотим воздействовать.
       Эта концепция была разработана моим любимым учителем Робертом Дилтсом. С ее помощью можно определить наилучшую точку вмешательства, чтобы произвести желаемое изменение. Вот она.




       Согласно этой модели, существует 6 уровней, которые формируют наше отношение к миру и взаимодействие с ним.


       Первый уровень - это окружение, которое зависит от того, когда и где происходит определенное событие (дата, время, географическое местоположение) и то, на что конкретно мы реагируем. Это предметы, которые нас окружают, и люди, с которыми мы взаимодействуем. Внутреннее окружение (все, чем мы себя наполняем: воздух, пища, лекарства), внешнее окружение (температура, влажность, погода, электромагнитное излучение; жилищные и бытовые условия, материальный достаток, хобби и т.д.), социальное окружение (семья, друзья, коллеги по работе).
         Отвечает на вопросы: где, когда? (Где я нахожусь? Когда это происходит? Что/кто меня окружает?)
 
       Второй уровень - поведение, то есть то, что мы делаем - выполняемые нами неспецифические действия, не относящиеся к способностям.
        Отвечает на вопрос: что? (Что я делаю?)


        А вот третий уровень в НЛП как раз называют способностями. Это повторяющиеся последовательные действия и привычки. Например, маловероятно, что одна сигарета принесет какой-нибудь вред, но привычка курить связана с повышением вероятности развития заболеваний сердца и легких. Другой пример - это диета. Случайное пирожное с кремом, бисквит или пакет консервированного сока не нанесет вреда, но построенная на этих продуктах диета приведет к увеличению риска развития чрезмерной полноты, диабета и разрушения зубов. Привычное поведение не останавливается волевым усилием, чаще всего мы можем изменить его, определив цель, стоящую за привычкой, и выбрав более здоровый способ ее достижения.
       
       Способности включают в себя когнитивные стратегии - ставшие привычными способы мышления и реагирования, группы или наборы поведений, общих умений, навыков, которые мы используем в своей жизни, например, обучение, память, планирование, принятие решений и творчество. Они помогают выполнять ту или иную задачу. У нас есть стратегии для поддержания стресса или совладания с ним; для формирования или разрушения взаимоотношений; для поддержания депрессии или позитивного взгляда на жизнь; для выбора, когда и что есть, и определения, в какое время и какое количество физических упражнений нам делать и др. Стратегии - это последовательности мыслительных операций, которые используются нами постоянно и, следовательно, приводят к привычным действиям.
       Отвечает на вопрос: как? (Как человек делает это? Как организует свое поведение? Как он способен измениться сам или изменить свое поведение?

       
       4. Уровень убеждений, веры и ценностей, чтобы овладеть этими способностями. 
       Убеждения - это принципы, которые управляют нашими действиями. Они определяют то, как мы относимся к самим себе, как мы реагируем на других людей и какой смысл мы придаем нашим переживаниям. Сюда же относятся различные идеи, которые мы считаем верными и используем в качестве основы для повседневных и специфических действий. Так называемые "чудесные исцеления" и эффект "плацебо" показывают, что мы способны вылечить себя, если верим в эффективность лекарства или какого-либо метода.
         Ценности - это то, к чему мы стремимся: здоровье, благополучие, счастье, защищенность, любовь. Ценности, как магниты притягивают наше поведение.
 Зачем мы делаем то, что делаем? - Чтобы получить нечто важное для себя и избежать того, что является неприятным, вредным. Поведенческая терапия зачастую оказывается неэффективной от того, что не принимает в расчет уровень убеждений и ценностей. Люди не будут меняться до тех пор, пока не поверят, что для этого есть хорошая причина и что это изменение принесет им нечто важное или уведет их от того, чего они хотели бы избежать. Убеждения и ценности не поддаются логическому обоснованию (хотя они не обязательно должны быть нелогичными).
         Отвечает на вопрос: почему? (Почему это важно для меня? Почему это со мной происходит?)
 
       5. Уровень идентичности (сущности, индивидуальности, система черт личности). Это наше восприятие самих себя, глубинные убеждения и ценности, которые определяют нас и нашу миссию в жизни в наших собственных глазах. Здесь сливаются 4 уровня. Определенная идентичность роли выражается в терминах нескольких основных ценностей и убеждений, определяющих приоритеты, которым следует личность в данной роли. Они, в свою очередь, основаны на тех навыках и способностях, которые необходимы для выражения определенных ценностей и убеждений. Развитые способности создают еще более обширный набор специфических паттернов поведения и действий, выражающих и адаптирующих ценности с учетом различных контекстов и условий.
Важно подчеркнуть, что идентичность состоит из двух взаимодополняющих аспектов: эго и души. Эго ориентировано на выживание, признание и амбиции. Душа ориентирована на цель, вклад и миссию. Харизма, страсть и присутствие возникают естественно, когда два этих аспекта действуют согласованно.
       Отвечает на вопрос: кто я? (С кем/чем я себя идентифицирую? На кого я похож?)
 Например, если у человека хроническое заболевание, он может считать себя "пациентом". Такое представление тормозит выздоровление, т.к. пациент - это тот, кто болеет. С другой стороны, "Я - здоровый человек" является утверждением, которое имеет позитивное влияние на здоровье. 


       6. Уровень духовности. Наша связь с другими людьми, и с тем, что оказывается выше нашей личности, как бы мы об этом не думали (семья, род; профессиональное или иное сообщество, коллектив, клан; народы, нации, религии; города, государства; пол, поколение).

       Это самый глубокий уровень, на котором мы рассматриваем и решаем важные метафизические вопросы. Зачем мы здесь? Каково наше предназначение? Духовный уровень управляет нашей жизнью и формирует ее, является фундаментом нашего существования. Здесь возникают ви́дение, смысл и цель наших действий, способностей, убеждений и ролевой идентичности. 

         Любое изменение на этом уровне оказывает сильное воздействие на все остальные уровни. В некотором смысле он содержит всё, чем мы являемся или что делаем, и все-таки не сводится ни к одной из этих вещей.
        Отвечает на вопрос: Кто я еще? Частью чего я являюсь? Для кого? Ради чего я живу?



       Подведем итоги:
       Здоровье воздействует на все неврологические уровни и, в свою очередь, подвергается влиянию со стороны каждого уровня. В нем много измерений: окружение, поведение, мысли, убеждения, идентичность и духовность.

       НЛП, выделив эти уровни, предоставляет нам практические методы, позволяющие:
       - действовать на уровне окружения, создавая и поддерживая прочные и хорошие взаимоотношения;
       - действовать на уровне поведения и способностей, формируя здоровые привычки и стратегии мышления, предоставляющие нам возможность реагировать более изобретательно. Поэтому мы можем меньше подвергаться воздействию стресса и легче управлять своим состоянием;
       - действовать на уровне убеждений и ценностей, осознавая свои убеждения и то, что является важным для нас. НЛП предлагает конкретные приемы для разрешения конфликтующих убеждений и замены старых убеждений новыми, способными более эффективно поддерживать наше здоровье;
       - действовать на уровнях идентичности и духовности, регулируя все остальные уровни.




       Логические уровни имеют определенные неврологические аналоги. Чем выше уровень, тем глубже он проникает в неврологию.
        Причина и симптом часто лежат на разных логических уровнях. Важно сориентироваться, на каком уровне лежит проблема.
        1 уровень. Мы реагируем на свое окружение с помощью органов чувств и периферической нервной системы.
       Например, воспринимая определенное окружение, человек смотрит глазами, чтобы увидеть те или иные объекты, слушает ушами, чтобы услышать важные звуки, реагирует на вкусы и запахи, и ощущает температуру воздуха и прикосновения кожей. При этом человек делает множество тонких и бессознательных действий, чтобы поддерживать равновесие, реагировать на изменение интенсивности света и звука, приспособиться к изменению температуры и так далее.
       (Проблемы здоровья на этом уровне будут связаны с чрезмерным влиянием на эти органы: это могут быть контактные заболевания (ожоги, дерматиты, отравления пищей, токсическими веществами и газами, аллергические реакции и любые другие симптомы, вызванные окружением. Например, если это повышение артериального давления (АД), то появление его может быть связано с духотой, жарой, шумом. И для нормализации его достаточно будет изменить окружение – проветрить помещение, уменьшить шум, сменить обстановку, выпить таблетку/капли).


       2 уровень – затрагивает двигательные слои нервной системы (пирамидной системы и мозжечка). Нерефлексивное, произвольное поведение активирует психомоторную систему, которая координирует наши физические действия и сознательные произвольные движения.
        (Проблемы здоровья - нарушения в мышечной системе, моторике – параличи, парезы, гиперкинезы, тики, логоневроз; нарушение координации тела – атаксия и любые другие заболевания. И, если это высокое АД, то возникать оно будет от чрезмерной физической или умственной нагрузки, переутомления. А вылечить его можно будет с помощью лечебной физкультуры, массажа, физиопроцедур, нормализации режима труда и отдыха и др.).



       3-й уровень связан с кортикальной сферой (полубессознательные действия).
       На уровне способностей мы можем выбирать, менять и адаптировать поведение к самым разным внешним ситуациям.  К примеру, мы можем создавать образы вещей, которых нет в той комнате, где мы сейчас находимся. Мы можем вспомнить события и разговоры, происходившие много лет назад. Можем представить себе события, которые могут произойти через много лет. Поэтому способность предполагает владение всем разнообразием поведения – например, понимание, как что-то сделать в самых разных обстоятельствах.
       Все это происходит в структуре нашего мозга в результате взаимодействия сенсорных нервов, моторной системы и коры мозга. Именно в коре (или сером веществе) мозга сенсорная информация от органов чувств представлена в форме ментальных карт. Развитие способностей – самый «когнитивно интенсивный» из всех нейрологических уровней. Этот тип обработки информации обычно сопровождается полуосознанными микродвижениями или «ключами доступа» (движения глаз, изменение ритма дыхания, небольшие изменения позы тела или тона голоса и так далее).
       (Проблемы здоровья - трудности концентрации внимания, сосредоточения, принятия решений. Повышение АД связано с невозможностью сделать правильный выбор, найти выход из ситуации. Для снижения АД полезны занятия медитацией, аутогенной тренировкой, гимнастикой цигун, центрированием и т.п.).



       4 уровень. Убеждения являются результатом деятельности более глубоких структур мозга, и поэтому они приводят к изменениям фундаментальных физиологических функций тела, отвечающих за различные бессознательные реакции. В самом деле, когда мы вступаем в противоречие со своими убеждениями, пульс и частота дыхания изменяются: «сердце бьется», «кровь закипает», «бегут мурашки по спине», "бросает в дрожь" (ни одну из этих реакций невозможно вызвать сознательно). Именно так детектор лжи определяет, говорит ли человек правду. Люди демонстрируют разные физиологические реакции, когда верят в то, что говорят, и когда лгут или что-то утаивают.
       Неврологически убеждения связаны с лимбический системой и гипоталамусом, расположенными в среднем мозге. Лимбическая система отвечает за эмоции и долгосрочную память. Во многом лимбическая система – более «примитивная» структура, чем кора мозга. Она служит для интеграции информации, поступающей от коры, и регулирует деятельность автономной нервной системы. Благодаря этому, убеждения оказывают такое мощное влияние на здоровье и на процесс исцеления (как в случае эффекта плацебо). Ожидания, созданные нашими убеждениями, иногда приводят к невероятным физиологическим последствиям. Например, у женщины, усыновившей грудного ребенка и осознающей пользу естественного вскармливания, началась лактация, и молока хватало, чтобы кормить усыновленного ребенка!
       Проблемы здоровья возникают, когда мы вступаем в противоречие со своими убеждениями и ценностями, «идем против совести», и проявляются неприятными чувствами и эмоциями (страх, тревога, стыд, вина, депрессия, апатия) в сочетании с бурными вегетативными симптомами. Помогает в таких ситуациях психотерапевтическая работа с ограничивающими убеждениями и рефрейминг.



       5 уровень. Идентичность можно ассоциировать с нервной системой в целом; возможно, она затрагивает глубокие структуры мозга, например, ретикулярную формацию. (Ретикулярная формация пронизывает структуры продолговатого, среднего мозга и моста, имеет непосредственные связи с мозжечком, спинным мозгом, таламусом и опосредованные — с вышележащими отделами: гипоталамусом, зрительными ядрами и корой).
       Идентичность также физиологически связана с иммунной системой и эндокринной системой.
       Возникают системные иммунные заболевания, эндокринная патология. Лечить трудно, потому что идет идентификация с болезнью: «Я - гипертоник (язвенник, астматик, невротик, раковый больной и т.п.)». Бороться с болезнью, фактически означает, «убивать себя». Обязательна психотерапия!
       Догадайтесь, как полезнее думать о заболевании, чтобы быстрее вылечиться? А вот и пример, описанный в литературе, который рассказывает, что группа детей одного санатория вылечилась от сахарного диабета, проговаривая фразу во время приема лечебных ванн: «Я – сахарок, я растворяюсь в воде».



       6 уровень. Неврологически процессы духовного уровня связаны с неким «полем отношений» между нашей собственной нервной системой и нервными системами других людей, формирующим нечто вроде большой, общей нервной системы. Результаты этого поля взаимодействия иногда называют групповым «разумом», групповым «духом» или «коллективным сознанием». Это поле также включает в себя «нервные системы» или сети обработки информации других существ и даже нашего окружения.
Проблемы здоровья осознаются как наказание за свои или чужие грехи, карма, «сглаз», «порча». Люди в таком состоянии часто прибегают к помощи экстрасенсов, знахарей. Верующие обращаются к Богу, читая молитвы. Для всех эффективна психотерапия.


Нейрологические уровни и язык


       Как и все ключевые модели и понятия НЛП, нейрологические уровни связаны не только с неврологией. В них также есть лингвистический компонент, который проявляется в интуитивном использовании языка. Например, сравним следующие утверждения.
       Этот объект в вашем окружении опасен.
       Твои действия в данном конкретном контексте опасны.
       Твоя неспособность делать верные суждения опасна.
       Твои убеждения и ценности опасны.
       Ты – опасный человек.
       В этих утверждениях говорится о том, что нечто «опасно». Но интуитивно мы чувствуем, что каждое следующее утверждение оказывает на нас все более сильное эмоциональное воздействие.
       Проведите такой эксперимент. Представьте, что кто-то говорит вам каждую из следующих фраз:
       Твое окружение (глупо/уродливо/необычно/красиво).
       Твое поведение в этой ситуации (глупо/уродливо/необычно/красиво).
       Ты способен/не способен быть (глупым/уродливым/необычным/ красивым).
       Твои убеждения и ценности (глупы/уродливы/необычны/красивы).
       Ты (глуп/уродлив/необычен/красив).
       Обратите внимание, что оценки в каждом утверждении одни и те же. Меняется только уровень, к которому они относятся.


       Язык, которым пользуется человек, демонстрирует, о каком логическом уровне он говорит, т.е. на каком уровне находится проблема.
 

Примеры утверждений, относящихся к разным

логическим уровням


       Следующие группы утверждений – другие примеры вербального выражения разных нейрологических уровней.
       Утверждения, описывающие разные уровни реакции школьника, который провалил тест на правописание.
        Идентичность: «Ты глуп/не способен учиться».
        Убеждения: «Если ты не умеешь грамотно писать, то не сможешь хорошо учиться в школе».
        Способности: «Ты не можешь грамотно писать».
        Специфическое поведение: «Ты не прошел этот тест».
        Окружение: «Шум в классе мешает сосредоточиться во время выполнения тестов».



       Утверждения, описывающие разные уровни реакции человека, злоупотребляющего алкоголем.
       Идентичность: «Я алкоголик и всегда буду алкоголиком».
       Убеждения: «Мне нужно выпить, чтобы успокоиться и вести себя нормально».
       Способности: «Я не могу контролировать тягу к алкоголю».
       Специфическое поведение: «Я слишком много выпил на той вечеринке».
       Окружение: «Общаясь с друзьями, я люблю пропустить пару стаканчиков».



       Утверждения, описывающие разные уровни реакции человека, который хочет быть здоровым.
       Идентичность: "Я - здоровый человек".
       Убеждение: "Быть здоровым - значит наслаждаться жизнью".
       Способность: "Я поддерживаю здоровье, бегая каждый день по три километра".
       Поведение: "По средам я хожу в гимнастический зал".
       Окружение: "Многие мои друзья тоже ходят в гимнастический зал".

       Идентичность: "Я - действительно невозмутимый человек".
       Убеждение: "Спокойствие помогает мне работать лучше в неблагоприятных условиях".
       Способность: "Я выполняю упражнения на расслабление каждый день".
       Поведение: "Когда мой начальник кричит на меня, я делаю глубокий вдох и считаю до десяти".
       Окружение: "Я люблю ходить в парк во время обеда и отдыхать".


        Когда мы думаем о какой-то цели, касающейся нашего здоровья, или пытаемся справиться с какой-то проблемой, важно определить, на каком уровне она находится, чтобы выбрать наиболее эффективную психотерапевтическую технику.  
       * Нам может понадобиться больше информации об окружении.
       * У нас может быть вся информация, но мы можем не знать, что делать.
       * Мы можем знать, что делать, но не знать, как.
       * Мы можем сомневаться, способны ли мы сделать это, стоит ли этим заниматься, соответствует ли это нашим ценностям и убеждениям.
       * Мы можем не совсем быть уверены: "Это действительно я? Это характерно для меня?".



       Вербальный рефрейминг для изменения логических уровней - это хороший способ использовать язык по отношению к разным нейрологическим уровням, позволяющий выйти из «застывшего» состояния и провести рефрейминг (переформирование) своего опыта. Для этого нужно изменить категорию качества или опыта с одного логического уровня на другой (например, отделить идентичность человека от его способностей или поведения). Негативные суждения об идентичности часто возникают в результате интерпретации как утверждения об идентичности определенных поведенческих результатов или неспособности получать те или иные поведенческие результаты. Вернув негативное утверждение об идентичности на уровень поведения или способностей, мы значительно уменьшаем его ментальное и эмоциональное влияние.
Например, человек может впасть в депрессию из-за того, что у него обнаружили рак, и считать себя «жертвой рака». Можно провести вербальный «рефрейминг» этого убеждения: «Ты не жертва рака (идентичность), ты нормальный человек, у которого пока еще нет способности эффективно использовать связь между разумом и телом (способности)». Это может помочь человеку изменить отношение к болезни, открыться для новых возможностей и начать воспринимать себя как активного участника процесса исцеления.
       Рефрейминг такого же типа можно провести с убеждением «Я неудачник». Можно сказать, «Дело не в том, что ты неудачник, просто ты еще не научился всем навыкам, необходимым для успеха». И снова это возвращает ограничивающее убеждение на уровне идентичности на более проактивный уровень поведения.
       Когда мы переводим что-то на другой логический уровень, его значение и влияние изменяются.


         
       Для иллюстрации сказанного, привожу 2 клинических случая, причины возникновения которых находятся на разных логических уровнях.


       Пациент П., 45 лет, поступил в отделение терапии в состоянии гипертонического криза. Артериальное давление незначительно снижалось только во время проведения внутривенных капельных вливаний гипотензивных препаратов, возвращаясь к прежним высоким цифрам по окончании процедуры. Подбор препаратов в течение трех дней не дал положительной динамики. Назначена консультация психотерапевта.
       В процессе беседы установлено, что пациент занимает руководящую должность. Резкое ухудшение самочувствия возникло на совещании ведущих специалистов, когда возникла «безвыходная», по его словам, ситуация. Была вызвана бригада «Скорой помощи»; в связи с экстренной госпитализацией, совещание отложено на неопределенный срок.
       На языке подсознания, повышение давления означает: «Я хочу выйти из ситуации любым способом, например, подняться над ней». Начинаю исследовать проблему с уровня «Окружение», поэтому задаю вопрос: «Когда вы хотите стать здоровым?.. Сегодня…завтра…через день…». Больной прерывает: «Вы что, с ума сошли, что обо мне подумают люди?! Вы думаете, что я симулянт?!» Продолжаю: «Конечно, нет. Я интересуюсь, когда вы хотите стать здоровым? Сегодня, завтра…». Ответ пациента: «Хотя бы недели через две».
       Выход из производственной ситуации подсознание пациента нашло на уровне «Поведения» – повышение давления. Проблемы поведенческого уровня лечатся легко (если это повышение АД, то, возможно, это будет единичный эпизод в его жизни). Он даже «знает = чувствует», сколько на это потребуется времени, а точнее, сколько потребуется времени, чтобы найти выход из производственной ситуации. Если ему «запретить иметь высокое давление в течение двух недель» (т.е. слишком быстро вылечить), проблема перейдет на более высокий нейро-логический уровень – уровень личности (пациент сам на него указал: «Что обо мне подумают люди», «Что я - симулянт»). Проблемы личностного уровня вылечить (таблетками) невозможно. Как диагноз это звучит «гипертоническая болезнь», а пациента назовут гипертоником, и он будет пожизненно принимать лекарственные препараты.
       Обо всем этом в доступной форме было рассказано пациенту, который очень быстро понял, что он не «гипертоник», а у него просто повысилось давление, т.к. в возникшей ситуации это было «выгодным для него» поведением организма. Его дальнейшее пребывание в стационаре носило общеукрепляющий характер, хотя внешне (для его сотрудников) это выглядело похожим на проведение серьезного курса лечебных процедур. Через две недели артериальное давление «нормализовалось», и пациент был выписан. К этому времени благополучно разрешилась и ситуация на работе.
       Катамнестическое наблюдение в течение 4-х лет показало, что повышения АД не наблюдалось.


       Второй случай описывает проблему уровня «Духовности».
       Пациентка А., 35 лет, с детства страдает кожным заболеванием. Отмечается экзематозное поражение кожи всего тела, за исключением лица и кистей рук. Несколько раз в месяц отмечается обострение, которое характеризуется мокнутием и зудом. Многократное применение всевозможных способов лечения не давало положительного сдвига.
       Сразу обратил на себя внимание внешний вид больной – в 30-градусную жару она одета в платье с длинным рукавом и высоким воротником, плотные чулки, на голове – платок. Напряжена. Пристально всматривается во врача, тщательно оценивает каждое сказанное им слово, долго обдумывает свои ответы.
       В процессе беседы выяснилось, что пациентка является глубоко верующим человеком и считает свое заболевание наказанием Бога за грех матери, которую изнасиловали до замужества, и ей пришлось родить дочь вне брака, т.к. религия запрещает аборты.
Был задан вопрос: «А если ваша кожа станет гладкой и чистой, каковы будут отрицательные последствия для Вас или других людей?» Первой реакцией пациентки было удивление, вплоть до возмущения. На следующий день она ответила: «Вы были правы. А как же я тогда узнаю, что согрешила?» Оказывается, обострение процесса всегда было связано с очередным «грехом», которым могла стать незначительная оплошность (не так посмотрела, не так ответила на приветствие и т.п.).
       Закономерным был следующий вопрос: «А обязательно ли страдать всем телом, или можно оставить небольшой участок на локте или колене, и, если он станет мокнуть и чесаться, сразу пойти замаливать свой грех столько и так, как это положено». Эта идея заинтересовала пациентку, но она должна была посоветоваться со своим духовным отцом.
       На следующем приеме больная выглядела более расслабленной, всем своим видом и поведением выражала готовность лечиться. Она получила разрешение «свыше» и выбрала «грешный участок» на правом колене. После этого была проведена одна из техник НЛП. В течение 3 недель кожа приобрела здоровый вид, за исключением выбранного участка.
Катамнез – 2 года – состояние кожи стабильное.
       
       (Комментарии: заболевание пациентки находится на самом высоком логическом уровне – это испытание, данное Богом. Ни один человек (врач) не мог претендовать на это место, и значит, никакая терапия не могла помочь. Однако оказалось возможным заключить договор, в котором больная сохранила «пожизненное наказание», скорректировав его внешние проявления. Т.е. проблему удалось перевести на уровень поведения, где она решилась достаточно легко.)
   
    
Психосоматика
Made on
Tilda